Хостинг от uCoz
О сайте | Время и космология | Время и кванты | Переводы | Истории открытий | Философия | Ссылки | Обновления | Написать мне | English
фото

М.Х. Шульман ( shulman@dol.ru , www.timeorigin21.narod.ru/)

Книга Ольги АСТ

“Спасаясь от небытия: четыре эссе о природе и интерпретациях времени”

www.fleeingfromabsence.com

***

Во вторник 9.10.2012 на заседании Российского междисциплинарного семинара по темпорологии ( www.chronos.msu.ru ) состоялась презентация на тему “Архетипы и архитектура времени”, основанная на книге Ольги Аст (Нью-Йорк, США) “Спасаясь от небытия”, изданной в 2009 году в Нью-Йорке. Английский текст книги отредактирован Юлией Друк. Во введении к своей книге О. Аст пишет:

“Наши знания о вселенной фрагментарны. Мы связываем их с различными науками, математикой, изобразительными искусствами, музыкой, литературой (в том числе поэзией), религией, философией и т.д. Все эти дисциплины выработали свои собственные языки для изучения и описания вселенной. Даже в пределах одной дисциплины каждый эксперт создает свой собственный жаргон. Мы пришли к ситуации, когда специалисты из различных областей – и даже из одной и той же области – с трудом понимают друг друга (а иногда и совсем не понимают)... Представленная совокупность четырех эссе является попыткой междисциплинарного подхода к проблеме времени, и посвящена тому, как время воспринимается, изучается и объясняется с разных точек зрения, в рамках различных выводов.

Эти эссе посвящены времени, как оно воспринимается, изучается и объясняется с разных точек зрения, в рамках различных выводов. Понятие времени рождалось и возрождалось в процессе человеческого бытия, в качестве предмета различных аналогий, метафорических и метафизических ассоциаций. Я пишу об этих разных интерпретациях, не давая им оценок; так несколько источников света подчеркивают различные детали общего рельефа.”

Книга написана так, что проще прочитать ее (даже на английском языке), чем подробно пересказать. Лучший способ понять, о чем книга, какие образы, темы и мысли интересуют автора – это познакомиться с ее оглавлением.

Первое эссе называется “ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ” и состоит из следующих разделов:

• Визуальная метафора
• Время как часы
• Время как песочные часы
• Время как река
• Время как стрела
• Время как окружность
• Уроборос (змей, пожирающий свой хвост)
( http://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%F0%EE%E1%EE%F0%EE%F1 , http://sigils.ru/symbols/uroboros.html)
• Время как траектория
• Время как океан
• Время как зеркало

Второе эссе “В ПОИСКАХ ОТСУТСТВУЮЩЕГО ВРЕМЕНИ” включает следующие темы:

• Воспринимаемое и невоспринимаемое
• Парадокс близнецов
• Космический объект
• Два типа информации
• Преобразование информации
• Структурированное пространство
• Время как мера сопротивления
• Время как мера изменения
• Манипуляция коэффициентом информационного изменения
• Время как коэффициент информационного изменения

В третьем эссе “ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФОРМ” имеются такие разделы:

• Время как страх
• Время как чувство
• Время как память
• Время как абстракция
• Время как линия
• Время как четвертое измерение
• Наиболее общая форма во Вселенной
• Эволюция форм
• Чувство направления
• Форма как послание
• Направление как повторяющаяся закономерность
• Любовь к прямой линии
• Преимущества и недостатки
• Время как стремление
• Время как форма

Наконец, последнее эссе “КОПИРОВАЛЬНАЯ МАШИНА” посвящено мысли о том, что течение времени связано с последовательной репликацией пространства и элементов вселенной, и содержит разделы:

• Время как движение
• Время как система отсчета
• Репликация как система отсчета
• Репликация как принцип
• Время как чувство
• Темп репликации
• Время как репликация
• Время как эволюция
• Сущности как результат копирования
• Репликация как свобода
• Время как код
• Время как коммуникация
• Время как зеркало
• Время как ритм

В своей книге Ольга Аст прибегает к визуальной метафоре, как к первому шагу к познанию объекта, перехода от конкретного изображения к обобщенному образу. Она демонстрирует читателю нескончаемый ряд таких метафор: время у нее – это и многообразие часовых механизмов, и река (как течение воды, но и как граница между Жизнью и Смертью, пересекаемая лишь Хароном), и безбрежный океан, и прямая стрела, и круг, и Розеттский камень с иероглифами, и уроборос – змей, пожирающий свой хвост… Неожиданная и в то же время очевидная визуальная метафора – световой конус событий в пространстве-времени, интерпретируемый как песочные часы.

Яркий видеобраз в книге – это репродукция картины Рене Магритта “Репродукция запрещена”. Человек смотрит в зеркало, но видит там себя со спины. Точно так же, пытаясь заглянуть в будущее, мы в действительности видим прошлое, дополненное нашими ожиданиями.

Или фотография указателя “Дорога в одну сторону”, в которой объективная неотвратимость стрелы как бы подвергается ироническому сомнению благодаря помещенному рядом зеркальному изображению этого указателя.

В общем, смотрите и читайте сами. А мы дальше приводим лишь примеры некоторых визуальных метафор из книги.

Иллюстрации:

• Сальвадор Дали, “Постоянство памяти”,1931.
• Иоахим Патинир, “Харон переплывает реку Стикс”, 1515-24.
• “Океан” Фото Ханса.
• “Гепард” Фото Ясона Бечтела.
• “Тупик. Не заезжать.” Фото Джима Грея.
• “Световой конус” из “Краткой истории времени” Стивена Хокинга, илл. 2.4.
• Розеттский камень.
• Рене Магритт, “Репродукция запрещена”, 1937.

фото фото
фото фото
фото фото
фото фото